Час памяти «Почему так важно помнить о Холокосте?»

Час памяти «Почему так важно помнить о Холокосте?», изображение №1

Ежегодно 27 января люди со всего мира отмечают Международный день памяти жертв Холокоста (International Holocaust Remembrance Day). Резолюция об этом была принята Генеральной Ассамблеей ООН 1 ноября 2005 г.: инициаторами этого события выступали Израиль, Канада, Австралия, Россия, Украина и США, а соавторами документа выступили еще более 90 государств. В этот день, 27 января 1945 г. Советская армия освободила крупнейший нацистский концлагерь Освенцим (Аушвиц), в котором, по различным подсчетам, погибли от 1,5 до 4 млн человек. Однако точное количество ликвидированных и погибших от тяжелых условий, издевательского отношения и голода человек посчитать не представляется возможным: многие документы были уничтожены немцами, а сами нацисты не вели учет жертв, направляемых в газовые камеры срау по прибытии. В этот день, каждый год, мы склоняем наши головы перед жертвами варварских акций, ставших трагическим прологом кровопролитной войны – и ее эпилогом. Не лишним будет вспомнить слова израильского историка И. Бауэра: «Память о Холокосте необходима, чтобы наши дети никогда не были жертвами, палачами или бездушными наблюдателями». К сожалению (или счастью), история не знает сослагательного наклонения, и память о различных событиях, особенно леденящих кровь своей жестокостью и цинизмом, обязательна для того, чтобы не повторить фатальных ошибок.

В современное время мы нередко становимся свидетелями того, как история переписывается, или переиначивается вплоть до неузнаваемости; люди, которых каждый знал 10-15 лет назад как отъявленных преступников, достойных презрения, сейчас удивительным образом реабилитируются, и даже оправдываются. Ярким примером на сегодняшний день становятся такие личности, как, например, С. Петлюра, который усилиями нечистых на руку людей вдруг становится героем-освободителем и «дядей самых честных правил» для маргинальных слоев общества. Впрочем, наше дело состоит в том, чтобы открыто повествовать о той истории, о той боли, которая не нуждается в каких-либо комментариях.

Что такое «холокост»? В переводе с др. греч. Holocaustosis означает «всесожжение» и «жертвоприношение с помощью огня». В основе идеи Холокоста лежит расовая теория нацизма, о превосходстве арийской расы над всеми остальными, признаваемыми «неполноценными», а также представление о «мировом еврействе» как главном враге германской нации (а значит, впоследствии и мировой политике). Именно евреи и «еврейский заговор» стали основной мишенью для военных преступников; количество людей этой нации составляло примерно 85% от общего числа заключенных.

Еще одной категорией колоссальных жертв Холокоста, о которой вспоминают не так часто, как это подобает, стали вольные каменщики. Частично это произошло из-за мистификации на почве «еврейского заговора», в котором масонство, по мнению конспирологов, является логичным продолжением стратегий «еврейской мафии».

По мнению самих масонов, за время геноцида тех, кто был братскими узами, которым было не суждено вернуться домой, составляло от 80 до 200 тысяч человек. Увы, мы не можем точно подсчитать, сколько на самом деле масонов ввиду своего отношения к тайному обществу попало под репрессии и прошло через жестокие пытки. Мы можем говорить об этом лишь приблизительно, ведь среди братьев были и евреи, и просто люди, примыкавшие к движению сопротивления.

Час памяти «Почему так важно помнить о Холокосте?», изображение №2

Масоны и «еврейский заговор»

А. Гитлер на тему масонов высказывался однозначно. В своих речах в 1925 г. будущий фюрер клеймил не только евреев, но и обрушивался на масонов, которые, по его словам, помогают данной нации захватить власть над всем миром, своими тайными Ложами опутать в свою прочную сеть, таким образом, подчинив себе общественную элиту:

«Франкмасонство, находящееся целиком в руках евреев, служит для них превосходным инструментом в мошеннической борьбе за эти цели. Через нити масонства евреи опутывают наши правительственные круги, и наиболее влиятельные в экономическом и политическом отношениях слои буржуазии, делая это настолько искусно, что опутываемые этого даже не замечают».

В своем обличительном и печально знаменитом манифесте «Mein Kampf» («Моя борьба» — пер с нем.) лидер нацистской партии Германии заявил:

«Чтобы укрепить свою политическую позицию (то есть еврея), он пытается разрушить расовые и гражданские барьеры, которые какое-то время продолжают сдерживать его на каждом шагу. С этой целью он борется со всем присущим ему упорством за религиозную терпимость — и в масонстве, которое полностью поддалось ему, он имеет превосходный инструмент, с помощью которого можно бороться за свои цели и доводить их до конца».

Час памяти «Почему так важно помнить о Холокосте?», изображение №3

В январе 1933 г. А. Гитлер был назначен канцлером Германии, и а через несколько месяцев начались политические аресты тех, кого он считал оппонентами. Еще до того, как мясорубка Холокоста начала набирать свои обороты, нацисты начали арестовывать и вывозить заключенных как из самой Германии, так и из оккупированных немцами к тому времени стран Европы. Вольных каменщиков наряду с такими «нежелательными» лицами как славяне, цыгане, евреи и прочие «нечистые» (по циничному мнению идеолога) нации, инвалиды, лица нетрадиционной сексуальной ориентации, вместе с длинным списком политических «преступников» и прочих инакомыслящих, постигла ужасающая судьба: преследования, допросы, арест, пытки и, в конце концов, ликвидация.

В январе 1934 г. масонство было официально запрещено Германией. Так или иначе движение вольных каменщиков было связано с евреями и сохраняло форму тайного общества: закрытый формат Работ, неразглашение участников и т.д, что уже само по себе вызывало подозрения и опасения в нацистских кругах. Масло в кипящее пламя безумия подливали и конспирологические теории, оказавшиеся максимально удобными для насаждения зверской политики. Нацисты утверждали, что масоны высших степеней были «добровольными членами еврейского заговора», и что масонство было одной из причин поражения Германии в Первой Мировой войне.

В то время уже были достаточно популярны сфабрикованный антисемитский текст «Протоколы сионских мудрецов» и печально известный труд «Великое в малом: пришествие антихриста и правление сатаны на земле» С. Нилуса. Известно, что уже с 1922 г. в Германии и других европейских странах эти книги получили широкую публикацию. Данные повествования прямым текстом обвиняли вольнодумцев, иллюминатов и масонов в сговоре с некой «еврейской мафией» с целью манипулирования общественным мнением, глобальной экономикой, мировой политикой и религией ради своих низменных целей. Несмотря на то, что зловещие и мистифицированные наставления в данных трудах сомнительного происхождения были явно рассчитаны на восприятие в среде не самых образованных граждан, стилистика и содержание текстов, прямо подражающие сочинениям Н. Макиавелли, привлекла к себе внимание просвещенных лиц и света общества. Ввиду того, что тревожные настроения после Первой Мировой войны еще сохранялись, литература, о которой мы ведем сейчас речь, не подвергалась строгому критическому анализу, и впоследствии за кратчайшие сроки была переведена и распространена по всему миру.

Однако находились и те, кто желал официально оспорить возмутительные памфлеты, понимая катастрофические последствия ввиду их активного распространения. В основном истцами являлись еврейские общины. В мае 1935 г. Бернский суд, после проведения масштабной экспертизы, дал уничижительный комментарий «Протоколам», назвав скандальную публикацию «плагиатом, подделкой и бессмыслицей». По показаниям свидетелей удалось найти реального автора книги – им был признан журналист М. Головинский, являвшимся агентом покойного к тому времени полицейского чиновника П. Рачковского. Дело оказалось столь резонансным, что позже персоналии двух нерадивых сочинителей включат в роман У. Эко «Пражское кладбище», а последнего из них станут упоминать в другом творении этого же автора «Маятник Фуко». Далее, уже в 1937 г. апелляционный суд в Цюрихе также подтвердил факт плагиата и подделки «Протоколов…». Несмотря на то, что и лондонская газета «Times» к тому времени, когда Гитлер активно проводил антисемитскую и антимасонскую политику, официально разоблачила «Протоколы…» как фальшивку, повернуть «машину смерти» вспять было практически невозможно. Семя раздора было брошено в благодатную почву агрессивных настроений толпы, которыми с ловкостью фокусников пользовались нацистские власти; играя, будто картами, человеческими жизнями, по иронии воплощая те устрашающие роли, о которых говорилось в популистских трудах. Вопросы законной справедливости и человеческой морали уже мало интересовали палачей в погонах, и поэтому совершенно неудивительно, что аресты и уничтожение масонов продолжалось и далее. Тем же, кто волей судьбы избежал мучительной участи, были созданы тяжелейшие условия, заставившие продолжать свою просветительскую деятельность самостоятельно, без всякой перспективы на совместную работу с соратниками и единомышленниками.

В декабре 1941 г. фюрер издал директиву, направленную против политических активистов и «помощников» сопротивления на территориях, оккупированных нацистской Германией. Она известна как Nacht-und-Nebel-Erlass («директива ночи и тумана»), покончившая с соблюдением Женевской конвенции на территориях нацистов; документ отказывал в соблюдении «всякого рыцарства по отношению к противнику» и устранил «все традиционные ограничения ведения войны».

7 декабря 1941 года рейхсфюрер СС Генрих Гиммлер дал гестапо следующие указания: «После длительного рассмотрения воля фюрера состоит в том, чтобы меры, принятые против тех, кто виновен в преступлениях против Рейха или против оккупационных сил на оккупированных территориях, должны быть изменены. Фюрер придерживается мнения, что в таких случаях каторга или даже пожизненное каторжное заключение будет расцениваться как признак слабости. Эффективного и длительного сдерживания можно добиться только посредством смертной казни или принятия мер, которые оставят семьи и население неуверенными в судьбе преступника. Этой цели служит депортация в Германию».

Так, между 1933 и 1945 гг. нацистский режим насчитывал уже более тысячи концлагерей на территории Германии и оккупированных европейских стран. Однако в трех из них масонство не только уцелело, но и оживало и развивалось настолько, насколько это было возможно. Узники, которые рисковали всем, что у них оставалось – тлеющей в их искалеченных телах жизнью – организовывали собрания, где передавали по инициатической линии (чудом уцелевшей) знания, помогали братьям продолжать свое развитие вопреки всем мучительным испытаниям на пути. Эти три знаменитые Ложи носили следующие названия: «Liberté Cherie» в Эмсланде, «Les Frères captifs d’Allach» в Дахау и «L’Obstinée» в Гамбурге. К сожалению, информация о «L’Obstinée» и «Les Frères captifs d’Allach» не так обширна, как о «Liberté Cherie».

L’Obstinée: непокоренные

С метким названием L’Obstinée («Упрямый») была основана в немецком лагере для военнопленных Oффлаг X-D (Гамбург). Ложа была основана членами Великого Востока Бельгии. Жан Рей, который впоследствии стал президентом Европейской комиссии, был оратором Ложи. И такие люди проходили через Холокост, да.

Великий Восток Бельгии признал Ложу 14 июля 1946 г.

Час памяти «Почему так важно помнить о Холокосте?», изображение №4

Les Frères captifs d’Allach: «пленные братья Аллаха»

Ложа была создана в Аллахе — дополнительном лагере, пристроенном к Дахау. В основном он использовался как трудовой лагерь, созданный 22 февраля 1943 года для решения проблемы нехватки рабочей силы в военной и строительной промышленности нацистской Германии. Депортированные, которых насчитывалось около 3850 человек, работали там на разных объектах, в основном на заводе BMW.

6 мая 1945 г, практически на День Победы, группа масонов, в том числе Жорж Дюнуар, создала масонскую ложу в лагере Аллаха. Одним из известных членов ложи был Жорж Дюнуар, член Le Coq enchaîné («Прикованный петух») — группы сопротивления в районе Лиона, находившейся под немецкой оккупацией. Сам Дюнуар был арестован в 1942 г. и депортирован в Дахау, а затем в Аллах, где он основал ложу в мае 1945 г., вскоре после ее освобождения. В Музее масонства в Париже хранится жизненно важная часть истории, касающаяся «Les Frères captifs d’Allach» – реестр деятельности Ложи, матрикул с дневниковыми вставками.

Час памяти «Почему так важно помнить о Холокосте?», изображение №5

Это издание озаглавлено как «Книга архитектуры» и представляет собой реестр, в котором хранятся все протоколы масонских собраний. Не удивляйтесь: масоны используют в своем языке и своих ритуалах технические термины архитектурного строительства (пример: «каменщик делает доску» вместо того, чтобы говорить, что он осуществляет сообщение). Эта традиция сохраняется со времен оперативного масонства, которое положило начало символическому – в той форме, в котором мы знаем концепцию вольных каменщиков сейчас.

Этот текст содержит множество масонских сокращений. Аббревиатуру можно сделать двумя способами: если инициала достаточно для понимания, то инициал слова пишется заглавными буквами и за ним следуют три точки в треугольнике. В других случаях, чтобы избежать путаницы, масоны используют первый слог слова с заглавной буквы, за ним следует первая согласная и три точки в треугольнике.

В этом документе используются следующие сокращения:

F ..M .. = франк-масоны
L .. = Ложа
Int .. = междунароный
Frat.. = Братство
FF .. = frères
Trav.. = работы (в смысле собраний)
Atel .. = мастерская (синоним Ложи)
Ven .. = Досточтимый Мастер (руководитель ложи)
Orat.. = оратор
Secret .. = секретарь

Во время оной из встреч, судя по дневниковым записям, братья отдают дань уважения американскому президенту Франклину Рузвельту, который умер 12 апреля 1945 г., присоединившись к масонству в 1911 году. Упоминается, что американскими братьями и союзниками взаимно выражены теплые поздравления в связи с «быстрым успехом освобождения». Затем братья мастерской в концлагере приглашают американцев присоединиться к их работе. Заседание заканчивается назначением даты следующего собрания на 9 мая 1945 г, с повесткой дня: «Улучшение организации лагеря».

Час памяти «Почему так важно помнить о Холокосте?», изображение №6

Ложа «Liberty Cherie»: заветная свобода

В разрезе всех происходивших событий очень интересна история одной из самых известных масонских Лож, которая полноценно жила и работала в концлагере Эстерваген, в 45 км на юго-запад от Ольденбурга. Официально Эстервеген считался не концентрационным лагерем, а «Strafgefangenenlager» — «лагерем для заключенных», поэтому условия для просветительской деятельности здесь были чуть мягче, чем для остальных Лож. В период своего расцвета в 1944 г. в концлагере Эстервеген содержалось более двух тысяч политических заключенных из оккупированной Европы.

В пятницу 21 мая 1943 года в один из лагерей Эмсландлагер прибыла первая колонна политзаключенных NN (Nacht und Nebel/Night and Fog) .Среди первых прибывших в Эмсландлагер VII ( Эстервеген) были члены бельгийского Сопротивления, среди них были Франц Роша, Жан Сугг, Ги Ханнекарт, Поль Хансон и Фернан Эрау. По иронии судьбы имена эта небольшая группа бельгийских масонов оказалась в одном бараке.

Как политическим инакомыслящим (в том числе масонам) им была бы присвоена эмблема «красного треугольника», вышитая на их униформе.

Час памяти «Почему так важно помнить о Холокосте?», изображение №7

Бесценный источник информации о Ложе можно найти в блоге, посвященному Морису Орше (1919-1944), борцу бельгийского Сопротивления и партизану, казненному нацистами. Сам Морис был отправлен в Эстервеген вместе с бельгийцем Францем Бриду. В 1941 г. Франц присоединился к организации сопротивления «Национальное объединение молодежи RNJ» – молодежной секции Фронта независимости – FI. После массовых арестов членов сопротивления брюссельским гестапо в 1943 г. он и Морис оказались в бараке №6 Эмсландлагера VII. Бриду сбежал с марша смерти в 1945 г., а позже опубликовал свои показания в блоге Мориса Орчера.

Его полный отчет о жизни в бараке №6 и Ложе «Liberté Cherie» был затем опубликован в его книге «»Liberté Cherie» in Nacht und Nebel Gründung einer Freimaurerloge im KZ Esterwegen» («»Liberté Cherie» в ночи и тумане: основание масонской ложи в концлагере Эстервеген»).

Франц Бриду вспоминает, что в барак №6 числились «национальные и региональные лидеры RNJ, масоны, социалисты, католики, к которым позже присоединились и французские заключенные, которые были членами FTPF (francs-tireurs partisans français)». Сам концлагерь, по его свидетельству, представлял собой «простые деревянные бараки, разделенные на зоны: трапезную, общежитие и туалеты. Таблицы организованы в группы J (для RNJ), K (для католиков), S (для социалистов) и масонов».

Его свидетельства о масонской жизни в лагере: «группы воссоздаются, и жизнь организуется за большими столами». А вот что пишет о существовании в самом бараке: «Работа там бесполезная и унизительная, мы сортируем детали, которые немцы вечером снова перемешивают. Пищи недостаточно, и заключенные теряют по 5 кг в месяц». В течение дня половине лагеря приходилось сортировать патроны и радиодетали; в конце дня охранники складывали все отсортированные детали в один ящик, а заключенные сортировали их заново – бессмысленная и бесчеловечная задача. Заключенных другой половины лагеря заставляли работать в ужасных условиях на окружающих торфяниках.

Францу было всего 20 лет, и он ничего не знал о масонстве. Однако он быстро подружился с масонами, которые делили с ним стол 3, его товарищами из Национального комитета RNJ и другими французскими заключенными, входившими в FTPF (francs-tireurs partisans français).

Франц пишет, что в бараке «…присутствуют несколько франкмасонов: Л. Сомерхаузен, П. Хансон, Г. Ханнекар, Ф. Роша, Дж. Сагг и А. Миклотт. Присутствуют также члены RNJ: С. Гольдберг, Ф. Лекок, Ж. Ланьо, А. Вернейр, А. Стеу и Ж. Берман».

Далее он продолжает: «В казарме находятся солдаты, государственные служащие, врачи, адвокаты, журналисты, священники, учителя, студенты, купцы, рабочие, аристократы…. Группировка за столами осуществляется по языковой принадлежности, родству и организации сопротивления.Католики склонны приближаться к священникам и вечером вслух читать коллективные молитвы. Верующих гораздо больше, и по воскресеньям утром они собираются в задней части общежития на мессу. Некатолики и неверующие стоят на страже и служат ширмами для верующих».

Хотя Франц и не был членом, он был свидетелем ее деятельности, проводившейся за одним из столов во время мессы; эта территория была «относительно изолирована благодаря разделяющим их шкафам».

Католики защищали масонов и наоборот; в невзгодах не было различий, предубеждений и нетерпимости. Это было свидетельством принципов масонства, согласно которым все должны быть равны и проявлять незыблемые принципы братства. Человечность и сострадание обитателей барака №6 превзошли внешнюю ненависть и нетерпимость, охвативших Европу.

Вторая колонна сокамерников прибыла 28 мая 1943 г. По мере прибытия новых заключенных число масонов увеличивалось, пока не собралось семь мастеров-масонов, необходимых для создания ложи.

Именно прибытие мастера масона Амеде Миклотта наконец позволило сформировать ложу, и 22 ноября 1943 г. во тьме нацистского лагеря для военнопленных зародился свет Liberté Cherie – «Заветной свободы».

Они выбрали это название отчасти в связи с национальным гимном Франции «Марсельеза» , что является подходящим выбором во многих отношениях, поскольку песня уходит своими корнями в масонство и, конечно же, в свободу: около 24/25 апреля 1792 г. масон Руже де Лиль барон был гостем Филиппа-Фредерика де Дитриха , мэра Страсбурга и уважаемого мастера местной масонской ложи. По указанию Дитриха Руже де Лиль Барон написал «Chant de guerre pour l’Armée du Rhin» (англ. «Военная песня для Рейнской армии ») и посвятил песню маршалу Николасу Люкнеру, баварскому масону – песню со словами «собрать наших солдат со всего мира, чтобы защитить свою родину, которая находится под угрозой». Эта песня вскоре стала республиканским гимном Франции во время революции.

Другая причина, по которой название ложи было выбрано, заключалась в том, чтобы отдать дань уважения песне протеста «Die Moorsoldaten» — «Солдаты торфяника», песне, написанной в 1933 г. в соседнем лагере Эмсланд в Бёргермоорби узниками-коммунистами Иоганном Эссером (шахтером) и Вольфгангом Лангхоффом (актером); музыку написал Руди Гогель. Впервые он был исполнен узниками Zircus Konzentrani («цирк концлагеря») 28 августа 1933 г. и вскоре стал гимном угнетенных рабочих по всей Европе. Песня имеет медленную простую мелодию, напоминающую солдатский марш, и нарочито повторяется, перекликаясь и рассказывая о повседневной рутине каторжного труда в суровых условиях. «Le Chant des Marais» — это французский перевод «Die Moorsoldaten».

Час памяти «Почему так важно помнить о Холокосте?», изображение №8

Полноправные члены Ложи «Заветная Свобода»:

Поль Хансон (1889–1944 гг.)

Мастер ложи и член-основатель отделения, мировой судья в кантоне Лувенье, действующий в разведывательной и оперативной службе и член Ложи Хирама на Востоке Льежа. Хэнсон был переведен из Эстервегена в один из лагерей Эссена и погиб под обломками своей тюрьмы во время воздушной бомбардировки Эссена союзниками 26 марта 1944 г.

Люк Сомерхаузен (1903–1982 гг.)

Член-основатель – Сомерхаузен был журналистом, родился 26 августа 1903 г. в Хойлаарте. Арестован 28 мая 1943 г. в Брюсселе. Он принадлежал к ложе «Действие и солидарность» № 3 и был заместителем секретаря Великого Востока Бельгии. Поскольку Люк знал масонскую процедуру, которой необходимо следовать, он сыграл важную роль в создании «Liberté Cherie» как создатель регламента. После освобождения он получил официальное признание ложи Великого Востока Бельгии. Люк умер в Брюсселе 5 апреля 1982 г.

Жан Сугг (1897-1945 гг.)

Член-основатель – родился в Генте и имел швейцарско-немецкое происхождение. Он сотрудничал с Францем Роша в подпольной прессе, переводил немецкие и швейцарские тексты и участвовал в подпольных публикациях, в том числе в La Libre Belgique, La Légion Noire, Le Petit Belge и L’Anti Boche. Жан принадлежал к Ложе «Друзья-филантропы» № 5 Великого Востока Бельгии. Умер в концлагере Бухенвальд 6 мая 1945 г.

Жан Де Шрийвер (1893-1945 гг.)

Член-основатель – полковник бельгийской армии. Он родился 23 августа 1893 г. в Алсте и был братом ложи «Свобоа» в Генте. 2 сентября 1943 г. арестован по обвинению в шпионаже и хранении оружия. Умер в феврале 1945 г.

Амеде Миклотт (1902-1945 гг.)

Член-основатель – учитель средней школы. Он родился 20 декабря 1902 г. в Лаамаиде и принадлежал к ложе «Объединение прогресса». Последний раз его видели под стражей 8 февраля 1945 г.

Франц Роша (1908-1945 гг.)

Член-основатель – профессор, фармацевт и директор крупной фармацевтической лаборатории, родился 10 марта 1908 г. в Сен-Жиле. Он был сотрудником подпольной прессы и издания сопротивления «Голос бельгийцев». Он был арестован 28 февраля 1942 г., прибыл в Унтермасфельд в апреле 1944 г. и умер там 6 апреля 1945 г. Он принадлежал к Ложе «Друзья-филантропы» № 5 Великого Востока Бельгии.

Ги Ханнекар (1903–1945 гг.)

Член-основатель – юрист и лидер La Voix des Belges. Он также был членом ложи «Друзья-филантропы». Гай умер в Берген-Бельзене 25 апреля 1945 г.

Жозеф Дегельдре (1904-1981 гг.)

Врач, член ложи «Род» Вервье и член Тайной армии (Бельгия). Он сидел за вторым столом с группой бойцов сопротивления из своего региона, но по воскресеньям утром участвовал в работе Ложи.

Фернан Эрау (1914–1997 гг.)

Асессор Счетной палаты и офицер запаса пехоты, родился 29 января 1914 г. в Веммеле. Он был арестован 4 августа 1942 г. как член Секретной армии. Он сбежал и был наконец арестован в 1943 г. по прибытии в Эстервеген. Вскоре после этого был посвящен в Ложу «Заветная Свобода»

Анри Стори (1897-1944 гг.)

Бельгийский бизнесмен и либеральный политик из Гента, Бельгия. Его работа в подпольном сопротивлении во время войны привела к его пленению и смерти. 22 октября 1943 г. он был арестован в своем офисе в Коутере в Генте. Попытки добиться его освобождения не увенчались успехом, и в марте 1944 года его перевезли в Германию. Стори умер в лагере Гросс-Розен недалеко от Бреслау 5 декабря 1944 г.

Из показаний Франца Бриду:

«Люк Сомерхаузен описал посвящение Эрау и т. д. как простые церемонии. Эти церемонии (в сохранении тайны которых они просили помощи у общины католических священников «своими молитвами») происходили за одним из столов… после очень упрощенного ритуала, отдельные компоненты которого, однако, были объяснены посвященному; что отныне он сможет участвовать в работе Ложи. После первой ритуальной встречи, с принятием нового брата, дальнейшие встречи были тематически подготовлены. Один был посвящен символу Великого Архитектора Вселенной, другой – «будущему Бельгии», а третий – «положению женщин в масонстве». Из заключения выжили только Сомерхаузен и Эрау, а в начале 1944 года ложа перестала работать».

Из показаний Франца Бриду известно, что Эрау и Сомерхаузен выжили. Их перевели из Эмсландлагера VII, но они снова встретились в 1944 году в концентрационном лагере Заксенхаузен и с тех пор оставались неразлучны.

В 1945 году, когда немцы потерпели поражение, заключенных маршами смерти вывозили из лагерей, чтобы уклониться от приближающихся союзных войск. Сомерхаузен и Эрау чудом пережили это испытание. После репатриации Эрау, хотя и был ростом 1,84 м, 21 мая 1945 г. весил всего 32 кг, когда лечился в больнице Сен-Пьер в Брюсселе.

В августе 1945 года Люк Сомерхаузен направил Великому Мастеру Великого Востока Бельгии подробный отчет, в котором изложил историю ложи. Именно благодаря его показаниям Ложа «Заветной Свободы» получила официальное признание Великого Востока Бельгии. Сомерхаузен умер в 1982 г. в возрасте 79 лет. Фернан Эрау умер в возрасте 83 лет в 1997 г. Вплоть до своей смерти желанием Фернана Эрау было, чтобы мы неустанно выслеживали «все формы угнетения, все формы отрицания человеческого существа, всю трусость, весь фашизм, весь тоталитаризм». Доктор Жозеф Дегельдре также выжил; он умер в Пепинстере, Бельгия, в 1981 г., где ему установлена мемориальная доска.

Час памяти «Почему так важно помнить о Холокосте?», изображение №9

Весной 1945 года Франц Бриду и трое других региональных лидеров RNJ: Йозеф Берман, Мариус и Марсель Ковен были переведены в тюрьму Ихтерсхаузен (Тюрингия). Вскоре после этого их отправили маршем смерти в горы Верхней Силезии. Они вместе бежали в Пёснек 11 апреля 1945 года, где были освобождены американской армией 15 апреля и репатриированы 7 мая 1945 г.

Мемориал, посвященный этим храбрым людям, созданный архитектором Жаном де Салле, был установлен бельгийскими и немецкими масонами 13 ноября 2004 г. Теперь он является частью более обширного мемориала Эстервегена, места памяти всех 15 лагерей Эмсланда и их жертвы. Вим Рюттен, Великий Мастер Бельгийского отделения «Право Человека» выступил со следующим обращением:

«Мы собрались сегодня здесь, на этом кладбище в Эстервегене, не для того, чтобы скорбеть, а для того, чтобы публично выражать свободные мысли… в память о наших братьях; права человека никогда не должны забываться».

Час памяти «Почему так важно помнить о Холокосте?», изображение №10

Добрый символ: в память о Холокосте…

Не только мемориал на территории известнейшей Ложи стал символом памяти жертв Вольных Каменщиков во время Холокоста. Одним из известнейших символов памяти стала незабудка.

Час памяти «Почему так важно помнить о Холокосте?», изображение №11

Этот маленький голубой цветочек раннее использовался как символ Великой Ложи «Zur Sonne». Впервые эта символика встретилась в 1926 году на ежегодном съезде в Бремене, Германия. Участники саммита носили значок незабудки.Однако в 1938 г. значок в виде цветка, сделанный на той же фабрике, что и масонский значок, был выбран в качестве знака «Зимней помощи» — нацистской благотворительной организации, собиравшей средства на перевооружение. Из-за этой путаницы масоны, по понятным причинам, больше не смогли использовать незабудку как свой личный знак принадлежности к братству вольных каменщиков. Стоит отметить, что после окончания Второй Мировой войны масоны не отказались от символики и снова стали использовать незабудку, но в совершенно ином значении – в качестве памяти жертв Холокоста.

Подводя итоги

На повестке дня, говоря о масонской жизни, очень часто звучит вопрос: как можно найти время на духовную работу, если профанная жизнь сковывает многочисленными бытовыми обязанностями большинство из нас? Разве не стоит поставить в приоритет карьеру, финансовую сторону, развлечения и отдых, семью, домашнее хозяйство? Может, стоит оставить духовное развитие и выделить для него, как для забавного увлечения, пару часов в месяц?

Некоторые не делают даже этого — регулярная неявка на масонских Работах в современных Ложах, увы, очень велика.

Если человек рассуждает и ведет себя подобным образом, это означает, что традиция находится для него в том же статусе, что и рыбалка, и рукоделие. Он не чувствует того, что в психологии называется «зовом Героя» — призывом Братства к тому, чтобы превратить свою жизнь из предсказуемого сценария в полет птицы. Это не значит, что жизнь, посвященная раскрытию своей духовной сути, легка и беззаботна. Каждый раз, обращаясь к истории братства, можно заметить, насколько путь наших братьев и сестер оказывался рискованным, сложным, а иногда и предельно опасен. Тем не менее, они уверенно исповедовали свои ценности и осуществляли их на практике, становясь светочами Любви, Надежды и Веры для всех остальных, кто нуждался и нуждается в этом по сей день. Именно благодаря трудам, усилиям и победам наших предшественников как социальная жизнь, так и духовная, стала на порядок легче, безопаснее, комфортнее и приятнее.

Память о Холокосте как свидетельство настоящего подвига наших старших братьев и сестер оставляет нам подсказку на тот ответ, который каждый должен дать самостоятельно на вопрос: готовы ли Вы стать рыцарем, отстаивающим Истину, со всеми превратностями судьбы, «потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их» (Мф. 7:14) Или осталась неразумная потребность довольствоваться исключительно бытовой жизнью?

Прислушайтесь к своему сердцу, к глубине его ценностей, его самых высоких духовных переживаний и восхищений в память о подвиге, который совершили предшественники, кровью и потом писавшие буквы исторических переплетов. Прислушайтесь, и ответите сами; и поняв, внимательно осмыслите, ведь жизнь не раз искусит Вас подобным выбором.

Автор : сестра Татьяна К
Д:. Т:. «Медный Змей» 24 на Востоке города Санкт-Петербург

Час памяти «Почему так важно помнить о Холокосте?», изображение №12

Related Posts

Leave a Reply

Свежие материалы

ОФИЦИАЛЬНОЕ ОБРАЩЕНИЕ ВЕЛИКОГО МАСТЕРА ВЕЛИКОЙ ЛИБЕРАЛЬНОЙ ЛОЖИ РОССИИ
09.05.2024
Антимасонская пропаганда
11.04.2024
Сегодня отмечается Международный день освобождения узников фашистских концлагерей
11.04.2024

ВЛЛР

Во Славу Великого Архитектора Вселенной | Великая Либеральная Ложа России.